Самоволькин Петр Дмитриевич

Дата рождения5 октября 1909 года
Место рожденияд. Старая Пандерка Кизнерского района Удмуртской АСС
Воинское званиеподполковник
НаградыОрден Красной Звезды, Орден Отечественной войны II степени, Орден Отечественной войны I степени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Кенигсберга», «За боевые заслуги»

Подполковник запаса Самоволькин П.Д. всего 20 лет служил в Вооруженных Силах. В 1934 году стал курсантом танкового учебного подразделения, а потом командиром-танкистом. Все 1418 дней и ночей находился на передовой. Победу встретил в Берлине.

Военную службу в годы Великой Отечественной войны проходил в 32 танковой бригаде, 4 отдельном автотранспортном батальоне, 7 гвардейской стрелковой дивизии, 32 танковом полку,
отдельном разведывательном батальоне, 5 гвардейской танковой армии.

В фондах Кизнерского краеведческого музея сохранились письма и воспоминания уроженца деревни Старая Пандерка, подполковника Петра Дмитриевича Самоволькина и его родных об этом первом дне войны. Дело в том, что в это время Петр Дмитриевич служил в штабе отдельного разведывательного батальона танковой дивизии в городе Белостоке на границе с Польшей. Там жила и его семья – жена, сын и сестра Зинаида. Вот что писала Зинаида Дмитриевна в газете «Новая жизнь» о начале войны 9 мая 1979 года.

«Ночью 22 июня брата подняли по тревоге. Наскоро попрощавшись, он убежал в штаб. Ему и однополчанам пришлось принимать удар первыми. Нам объявили о начале войны днем. До Белостока немцы еще не дошли, но грохот разрывов становился все ближе. Объявили эвакуацию. Когда нас, женщин и детей, посадили в автомашины, немецкие самолеты уже начинали бомбить пригороды. Колонну машин охраняли наши танки, в первом ехал брат, который успел помахать нам рукой.

На большом хлебном поле нас снова стали бомбить. Вся колонна была разбита. Не помню, через какое время я очнулась и увидела лежащую без сознания жену брата Полину и стоящего рядом плачущего ее сына Юру. Вскоре нас заметила санитарная служба. Полина умерла на руках санитаров, меня увезли в госпиталь, а Юру — дальше на восток»

Петр Дмитриевич прошел всю войну, участвовал в Курской битве. И долгое время считал, что все его родные погибли. В августе 1942 года в письме домой в Пандерку, где жили его мать и сестры, он писал:

«Сколько я видел народного горя своими глазами! Да что о ком-то говорить, когда я сам потерял жену, любимого сына, сестру, брата… От всего этого накопилось столько ненависти, столько злобы, что иной раз не удержишь себя от порыва мести… Хочется отомстить за Полю, Юру, Зину, Ваню. Я остался живым для того, чтобы отомстить за них».

Зинаида Дмитриевна осталась на оккупированной территории, ее, как многих из госпиталя, спрятали в одной из белорусских семей. А сына Петр Дмитриевич нашел только через 23(?) года.

Сам подполковник Самоволькин после отставки вернулся домой и проводил большую работу с молодежью, рассказывая о войне, о своих товарищах, которые отдали жизни за наше мирное будущее.

Графические материалы:

Информация на сторонних ресурсах:

«Память народа»

Источники:

  • Предоставлено Фондом Кизнерского краеведческого музея.
  • -Пишу вам с фронта: [о боевом пути П.Д. Самоволькина] / Текст (визуальный): непосредственный // Новая жизнь. — 2000. — 06 мая. — С.2.